Многие родители хотя бы раз в жизни слышали такой термин, как «гиперактивный ребёнок». Однако не у всех есть понимание о том, что же за ним кроется. Гиперактивность у детей — это состояние, при котором в нервной системе малыша процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что приводит к чрезмерно высокой умственной и физической активности. Такие ребятишки имеют ряд особенностей в своём поведении, требуют особого подхода. В этой статье мы поговорим о симптомах гиперактивности у детей дошкольного возраста, а также о лечении.
Как проявляется гиперактивность у ребенка дошкольного возраста?
Чаще всего первые признаки данного состояния проявляются у детей в старшем дошкольном возрасте, но они также могут возникать и раньше.
- Такие дети очень беспокойны, непоседливы. Они не могут оставаться в спокойном состоянии, сидеть в одной позе или заниматься однообразной работой. Часто наблюдаются стереотипные повторяющиеся движения руками или ногами, тиковые гиперкинезы.
- Обычно дети с гиперактивностью не могут контролировать свое поведение по своему желанию, поэтому часто совершают бессмысленные действия. Часто это сопровождается неуклюжестью.
- Еще одним характерным симптомом является невнимательность. Ребенок с таким диагнозом не может сосредоточить внимание на одной задаче или предмете. Ему сложно сосредоточиться на чем-то. Наблюдается частое переключение с одного дела на другое, размытость, неспособность довести задачу до конца.
- У таких детей часто возникают проблемы со сном, частые головные боли. В некоторых случаях могут быть выявлены непроизвольное мочеиспускание, задержка развития.
Принципы лечения гиперактивности
Прежде всего, ребёнок с гиперактивностью нуждается в особом внимании со стороны родителей. В общении с такими детьми важно сохранять спокойствие, осознавая, что их поведение обусловлено не личными качествами, а наличием расстройства.
Родителям рекомендуется научиться давать ясные и краткие инструкции гиперактивному ребёнку (не более 10 слов), избегая одновременного давания нескольких заданий, как показали исследования ученых Киргизско-Российского славянского университета, опубликованные в 2019 году.
Также важно уменьшить количество запретов, акцентировать внимание на достижениях детей и поощрять их чаще.
Изключительно существенно обеспечить деткам с гиперактивностью здоровый сон, сбалансированное питание. Важно поддерживать достаточный уровень физической активности, часто гулять.
В перспективе при выборе режима обучения рекомендуется предпочесть мягкие варианты — учебным группам с ограниченным количеством детей, сокращенными занятиями и так далее.
С участием врача проводится фармакотерапия. При таком расстройстве выписываются ноотропы, блокаторы обратного захвата норадреналина, витаминные комплексы и другие препараты.
В том числе назначаются разнообразные варианты психотерапии, сеансы массажа, занятия с логопедом по необходимости. Полагают, что именно психотерапия является наиболее важным способом лечения гиперактивности у малышей.
Причины возникновения гиперактивности у детей
Одним из основных факторов, которые могут провоцировать развитие гиперактивности у детей, является гиперактивность нейротрансмиттера допамина в мозге. Этот химический состав играет важную роль в регуляции движений и эмоциональных реакций. Нарушения в работе допаминовой системы могут привести к гиперактивности и недостаточной концентрации внимания.
Кроме того, физиологические особенности организма ребенка также могут оказывать влияние на развитие гиперактивности. Например, нервная система, реактивная на одинаковые раздражители, может привести к повышенной возбудимости и недостатку сосредоточенности внимания. Также важно учитывать гормональный фон и наследственность, которые могут влиять на проявление гиперактивности у детей.
Последствия игнорирования гиперактивности у детей
Несвоевременное обращение внимания на признаки гиперактивности у детей может привести к серьезным последствиям, которые негативно сказываются на их развитии и качестве жизни.
Отсутствие своевременного лечения гиперактивности у детей может привести к ухудшению учебных успехов, расстройствам эмоционального состояния, проблемам в общении со сверстниками и взрослыми. Постоянное игнорирование проблемы может привести к социальной изоляции и непониманию окружающих.
Дети, страдающие от гиперактивности и не получающие необходимого лечения, часто испытывают чувство неудовлетворенности, недостатка уверенности в себе и своих способностях.
Роль родителей в лечении гиперактивности у детей играет ключевую роль. Важно сразу обратиться за помощью к специалистам и принять необходимые меры для облегчения жизни ребенка и помощи ему в преодолении трудностей, связанных с этим расстройством.
Роль родителей в лечении гиперактивности у детей
Нередко родители сталкиваются с непониманием окружающих, сужением круга общения и даже предвзятостью со стороны общества. В таких случаях именно близкие люди, а в первую очередь родители, должны проявлять сострадание, терпимость и понимание, помогая ребенку преодолеть все трудности, связанные с гиперактивностью.
Существенную роль играет также понимание со стороны родителей самих. Важно осознать, что гиперактивность не является приговором и не должна становиться преградой на пути к счастью и успеху. Родители должны учиться видеть позитивные стороны ребенка, а также помогать ему раскрыть свой потенциал, несмотря на некоторые трудности.
Рекомендации специалистов по лечению гиперактивности у детей
Специалисты по детской психологии и педиатрии выделяют важные рекомендации по лечению гиперактивности у детей, направленные на улучшение качества жизни и адаптацию в обществе.
- Организация правильного режима дня: стабильное расписание, включающее время для отдыха, физической активности, обучения и социализации.
- Правильное питание: введение в рацион питания продуктов, богатых витаминами и минералами, исключение избытка консервантов, красителей и сахара.
- Практика психотерапии: проведение сеансов психотерапии для помощи ребенку в решении внутренних конфликтов и улучшения самооценки.
- Медикаментозное лечение: в случаях, когда непосредственное вмешательство наружных факторов не приносит желаемого результата, специалисты могут назначить препараты для коррекции нейрохимических процессов в организме.
- Совместная работа родителей и педагогов: важность тесного взаимодействия воспитателей, учителей и родителей для создания единой стратегии по лечению гиперактивности и поддержке ребенка.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Чем можно определить гиперактивность у ребенка дошкольного возраста?
Гиперактивность у ребенка дошкольного возраста может проявляться через повышенную активность, недостаток внимания, неспособность сосредотачиваться на заданиях, возможные проблемы с самоконтролем и поведением.
Могут ли симптомы гиперактивности у ребенка дошкольного возраста проходить самостоятельно?
Некоторые симптомы гиперактивности у ребенка дошкольного возраста могут улучшиться или исчезнуть самостоятельно с течением времени, но в большинстве случаев требуется профессиональная помощь и поддержка для эффективного управления гиперактивностью.
Какие факторы могут способствовать развитию гиперактивности у ребенка дошкольного возраста?
Факторы, такие как генетическая предрасположенность, окружающая среда, недостаток физической активности, питание, стрессы и недостаточный сон, могут влиять на развитие гиперактивности у ребенка дошкольного возраста.
Какие методы лечения или поддержки можно использовать для ребенка с гиперактивностью дошкольного возраста?
В зависимости от индивидуальной ситуации, ребенку с гиперактивностью дошкольного возраста могут быть назначены медикаментозное лечение, психологическая поддержка, терапия поведения, коррекция диеты, физическая активность и другие методы, направленные на эффективное управление симптомами.
Какие последствия может иметь недиагностированная и необработанная гиперактивность у ребенка дошкольного возраста?
Недиагностированная и необработанная гиперактивность у ребенка дошкольного возраста может привести к проблемам в обучении, социальной адаптации, психоэмоциональному состоянию, а также осложнить отношения в семье и общении с окружающими.
Какие признаки гиперактивности у ребенка дошкольного возраста?
У ребенка с гиперактивностью дошкольного возраста часто наблюдаются следующие признаки: постоянная активность, невозможность сосредоточиться, избегание спокойных занятий, чрезмерная болтливость, стремление к постоянной смене занятий и задач, неспособность ждать своей очереди, частые разборки с другими детьми и т.д.
Какова основная разница между нормальной активностью и гиперактивностью у детей дошкольного возраста?
Основное отличие заключается в том, что дети с гиперактивностью проявляют чрезмерную активность в сочетании с невозможностью сосредоточиться и контролировать свои эмоции, в то время как нормально активные дети могут быть подвижными, но при этом способны контролировать себя и сосредотачиваться на задачах.