О вот эти мирские басни… О вот эти баюшки-баю! На сказках великих детских писателей успело вырасти не одно поколение, а некоторые вполне чудные рассказы перечитывают и взрослые, причем не только вслух и перед сном. Чуковский и Андерсен, Маршак и Успенский, Льюис Кэрролл и Джанни Родари, «папа» Чиполлино, – их творения знакомы каждому. А каковы они были отцами своим собственным детям, а не вымышленным литературным персонажам? В преддверии наступающего 27 октября, Дня отца, рассказываем, каково это: расти под строгим или любящим взглядом известного детского писателя. На Сайт – «сказочные» родители.
Детские авторы без детей
Жизнь Ханса Кристиана Андерсена была омрачена слухами, которые преследовали его на протяжении всей его жизни. Создатель знаменитых сказок, таких как «Дюймовочка», «Новое платье короля», «Русалочка», «Принцесса на горошине» и многих других, привлекал внимание общественности к своей личной жизни. По каким-то непонятным причинам считалось, что он не любил детей и держался от них подальше, так же как и от взрослых.
Источником этих слухов служило отсутствие у Андерсена супруги и детей. Однако он действительно любил детей, но на расстоянии. Он отрицал, что пишет свои сказки специально для них, так как вкладывал в них глубокие мысли, которые нужно было обдумать и взрослым. Следует прекратить осуждать тех, кто отличается от других, потому что из гадкого утенка может вырасти красивый лебедь…
Также писателю не нравилась идея установки памятника, где он окружен детьми.
Известный скульптор Августо Собю задумал создать памятник Андерсену еще при жизни самого писателя. По исходному плану Ханс должен был изображаться с книгой в руках, окруженный слушающими его сказку дети. Однако предложение не понравилось самому Андерсену. Он не мог читать вслух для кого-то другого, это не лежало в его натуре. Кроме того, он хотел видеть своих читателей в самом разном возрасте.
Таким образом, проект был переработан и увидел свет лишь через 5 лет после смерти писателя. Теперь бронзовый сказочник смотрел вверх, в одной руке удерживая книгу, а в другой жестикулируя: казалось бы, он рассказывает зрителям очередную свою историю.
Имеется множество памятников, посвященных Андерсену: на одном из них он удерживает книгу и перо, на другом протягивает руку, чтобы погладить «гадкого утенка», на третьем смотрит в небо в поисках вдохновения. Также установлено много скульптур, посвященных героям его сказок. Но самый искренний комплимент приходит от детей, которые искренне любят этого писателя. Там, где можно дотронуться коленями до памятника Ханса Кристиана, бронза блестит от следов детских рук.
Юрий Олеша, создатель знаменитых «Трех толстяков», которые покорили сердца читателей, не был особо любителем детей. История этих трех друзей возникла практически случайно. Однажды он увидел, как девушка читает книгу сказок Андерсена, и пообещал написать свою собственную сказку, более современную и увлекательную.
Исповедью для написания сказки стала Валентина Грюнцайд, жена Евгения Петрова, который был популярен вместе с Ильфом блестящей парой сатириков. Так родились «Три толстяка», но душевного тепла к детям у Олеши не прибавилось. Впрочем, назвать это произведение истинной детской сказкой было бы неверно.
Эдуард Колин, автор и друг Андерсона, описывал в своей книге истории о любви сказочника и драматурга к детям. Он утверждал, что принимал маленьких слушателей в свой дом, где они с восторгом слушали его рассказы. В то же время, другие известные друзья Андерсена утверждали, что он мог терпеть детей только в небольших дозах и не очень долго.
Современники Ганса Христиана вспоминали, что он оставался ребёнком на всю жизнь, предавался фантазиям и был застенчив в обществе. Возможно, из-за скромности он не решился на создание семьи и стать отцом. Однако, его произведения остались в истории, и этого хватает.
Льюис Кэрролл, математик и автор удивительных историй о девочке по имени Алиса, которая попадала в Страну чудес и Зазеркалье, также не имел семьи. У него было необычное хобби – он рисовал и фотографировал полуобнаженных девочек-подростков. И хотя его работы вызывали споры, они создавались под пристальным вниманием родителей девочек, которые были в возрасте 16 и старше и вполне соответствовали требованиям времени.
Еще один писатель, создатель сказочных историй о Маленьком Принце, Антуан де Сент-Экзюпери, также не был отцом. Он был неудачником в личной жизни, встречаясь с множеством женщин. Возможно, его убеждение «мы отвечаем за тех, кого приручили» мешало ему устанавливать серьезные отношения и создавать семью. Но стоит ли осуждать его книги из-за этого? История показывает, что личность автора и его произведения не всегда связаны.
Успенский и Михалков: любить детей писатель не обязан
У Эдуарда Успенского было трое жен и трое детей, но все ситуации были сложнее, чем простая арифметика. С первой женой он расстался и утверждал, что образ старухи Шапокляк он создал именно благодаря ей: «Она была такой неприятной, ей ничего не угодило во мне, кроме денег. Вы бы хотели жить с Шапокляк? Я не стал бы». Из этого брака у него родилась дочь Татьяна, которая впоследствии обвинила отца в жестоком обращении: вместе со второй женой он отдал ее в секту «для лечения». К тому же ходили слухи о том, что ее на самом деле не отец Эдуард, а его брат… С третьей женой Успенский усыновил в детском доме двух сестер-близняшек. После очередного развода он вернулся ко второй жене.
После смерти Успенского в прошлом году стали выявляться проблемы (или придумываться для пиара). Ситуация оказалась довольно запутанной. Это было вызвано как сложным характером детского писателя, так и значительными доходами от продаж книг и товаров с героями.
Помимо финансовых выгод, известно, что Успенский не испытывал симпатии к детям. Его целью был исключительно финансовый успех, он мечтал о создании парков аналогично Диснейленду, но с Чебурашками. Он не любил отвечать на вопросы о создании героев, особенно — детей. И когда его спрашивали, как писатель, ориентированный на узкую аудиторию, может не любить своих читателей, он отвечал: «Детский писатель не обязан любить детей. Также как и Андерсен. Моя задача — создавать хорошие детские сказки, а не обязательно любить детей».
Отец Сергей Михалков не испытывал нежных чувств к детям, если верить его близким. Автор слов гимна СССР и множества детских стихов считал, что у него нет места для «маленьких» чувств. Его сын Никита, известный режиссер, вспоминал, что отец раздражался детьми, не перенося их «как подросток своих ровесников». Тем не менее, в семье он не играл с детьми, а развивал их, чего нельзя отрицать, так как в его творчестве пронизаны нравоучения.
Несмотря на это, мы все равно любим его творения за неповторимую «детскую» интонацию, где каждый персонаж — цельный образ ребенка, немного самоуверенного, немного хвастливого, но всегда удивленного окружающему миру.
Детский писатель, дед детского писателя: династия Маршаков
С детства Самуил Яковлевич Маршак был окружен детьми – вырос среди пятерых своих братьев и сестер. Еще до того, как научился писать, начал сочинять стихи и рассказы. Дома и на улице он радовал друзей рифмованными фантазиями, собирая всех детей со всей округи.
На многих фотографиях Маршака его окружают дети, хотя его литературное наследие не ограничивается только произведениями для самых маленьких. Взрослые и серьезные работы и переводы не всегда ценились при его жизни, поэтому он выразил свой талант как поэт и писатель именно в детской литературе. Маршак не только занимался литературой: он организовывал театры для юных, ставил мини-пьесы и в целом обожал детей. В семейной жизни ему не повезло так сильно. Из троих детей двое умерли в раннем возрасте: сын Яша скончался от туберкулеза, а дочка Натаниэль погибла от ожогов, полученных из-за опрокинутого на себя горячего самовара.
Сын Маршака, великий переводчик и ученый в области физики, перешагнул через грани двух профессий. На следующем поколении, внуке по имени Александр Иммануэльевич, выпало продолжить семейное наследие и стать еще одним поклонником детской литературы. Он увлекался дразнилками, страшилками, считалками и песенками, что совершенно не удивительно, учитывая атмосферу творчества, царившую в доме его деда. Сегодня переводы английских сказок, выполненные обоими Маршаками — дедом и внуком, до сих пор переиздаются и пользуются любовью как у взрослых, так и у малышей.
От собственных потрясений к детским чудесам
Один из литераторов, Александр Мелентьевич Волков, создатель семи историй о волшебной стране с Изумрудным Городом, также пережил страшную потерю: оба его старших детей, Вивиан и Ромуальд, скончались от болезней в раннем возрасте. Вновь ставших родителями, он назвал своих следующих детей в честь умерших. Волков, который за 7 месяцев освоил программу физико-математического факультета МГУ, случайно пересказал английский текст «Волшебник страны ОЗ» и продолжил творить истории на протяжении многих лет.
Он не раз пытался уйти от этой темы, прекратить свое творчество. Детям он объяснял, что Элли уже выросла и должна ходить в школу, не пропуская занятия. Однако требовательные читатели продолжали настаивать, и Волкову пришлось вводить новых девочек в сюжеты, ограничившись тремя посещениями волшебной страны для каждой из них.
Николай Корнейчуков: писатель и детский психолог
Несмотря на то, что Николая Корнеичукова, которого мы знаем как Корнея Чуковского, официально не можно назвать детским психологом, он стал известен как публицист, литератор, переводчик и автор детской литературы. Все мы помним «Мойдодыра», «Крокодила», «Айболита» и других «Тараканищ», которые он создал. Корней Иванович умело писал, вкладывая в стихи свой собственный опыт родительства. Будучи отцом четырех детей — двух сыновей и двух дочерей, он постоянно наблюдал за их ростом, реакциями, за чем они следят и почему они смеются или плачут. Он также изучал и восторгался процессом формирования детского мышления и речи, о чем написал в своей книге «От двух до пяти», которая актуальна как для родителей, так и для специалистов.
Сегодня ученые утверждают, что Чуковский являлся первопроходцем в изучении процесса формирования познавательных и речевых способностей у детей. Он настоятельно рекомендовал не торопиться с развитием детей, не бежать за новыми методиками, так как это не приносит никакой пользы. Советы и наблюдения Корнея Ивановича остаются актуальными и в наше время, и стоит прислушаться к опыту этого заботливого отца прошлого века.
Гайдар: творить и защищать
Когда речь идет о пионерах, нельзя не вспомнить об Аркадии Гайдаре. Хотя он и не был сказочным писателем, его персонажи выживали в современном мире, как могли.
Вокруг Гайдара-дедушки сосредоточено необыкновенно много странных историй, сплетен, упреков, начиная от расстрелов и психических отклонений до отсутствия прямого наследника. Первый сын умер в младенчестве. Чтобы спасти второго сына — Тимура — он обратился к наркому Ежову, рискуя своей жизнью. Раз он уже не жил с матерью Тимура, описывая ее как личность, которая была «сосредоточена только на себе». Но он не хотел оставлять сына без матери.
В своем третьем браке он усыновил падчерицу Женю. Он сам вспоминал, что именно книги о детях и собственные дети — Женя и Тимур — помогали ему преодолеть последствия тяжелейшего посттравматического стресса, проблем, возникших после участия в войне в 15 лет.
Если рассматривать книги Гайдара, то нельзя не отметить, что его персонажи сталкиваются с трудностями не только повседневной жизни. Они также страдают из-за репрессий, имеющих место у их родителей. Сплетать подобные ситуации в собственные рассказы, защищая детей Советского Союза от несправедливости, требовало огромного мужества.
Любовь к детям как характерная черта: придай своему ребенку собственную сказку!
Сказочный мастер из Италии известен в каждом уголке планеты. Его персонаж Чиполлино — мальчик-луковка, ставший героем множества экранизаций. Джанни Родари также знаменит своей книгой «Грамматика фантазии», которую заботливый отец дочери Паолы посвятил другим родителям.
Николай Николаевич Носов, создатель Незнайки и автор «Фантазеров» и «Мишкиной каши», отличается не только превосходным пониманием детского мира, но и умением описывать его глазами ребенка. Подобно Родари, Носов нашел вдохновение для создания своих произведений после появления ребенка. А современники отмечали, что главной чертой его характера была огромная нежность и любовь к детям.
Родари подробно и увлекательно описал процесс написания сказок и развития творческого мышления у детей. Его основная мысль заключается в том, чтобы изменить окружающую среду так, чтобы даже обыденные и привычные события стали необычными и интересными. Предлагает дополнять уже известные истории, изменяя их. Например, Желтая Шапочка может встретить носорога, добрый волк может приносить пироги бабушке, а злая Шапка может пытаться его остановить. Возможно также придумывать продолжения, рисовать картинки к любимым сказкам…
Кроме того, сказки могут быть использованы в качестве терапии. Не следует выговаривать ребенка, если он допускает ошибки в орфографии или математике. Лучше сочинить сказку, где все цифры перепутаны, вместо того чтобы заставлять его запоминать правила. Таким образом, это будет не только более весело, но и поможет усвоить основы арифметики или письма быстрее.
Независимо от того, кто является родителями авторов наших любимых сказок, это не влияет на сам текст произведений. Взрослым писателям не обязательно испытывать любовь к взрослому миру. Однако очевидно, что те, кто с заботой воспитывает не только литературных персонажей, но и своих собственных детей, приносят этому миру больше радости.
Истории детей в произведениях взрослых писателей
Когда мы читаем книги для детей, мы погружаемся в мир фантазии, переживаем приключения и радуемся вместе с героями. Но каким образом взрослые писатели могут создавать такие удивительные истории, которые захватывают внимание и детей, и взрослых? Ключ к этому — в умении видеть мир глазами детей, вспоминать свои собственные детские переживания и вдохновляться детскими эмоциями и фантазией.
Для успешного детского писателя важно быть способным проникнуть в мир детской души, с ее радостями, страхами, надеждами и мечтами. Писатель должен иметь способность воссоздать это чистое, непосредственное восприятие мира, чтобы создать историю, которая будет живой и искренней. Взрослый автор должен найти в себе детского себя, чтобы наполнить свои произведения искренностью и подлинностью.
Процесс создания детской литературы требует особого творческого подхода. Детский писатель должен быть не только талантливым рассказчиком, но и обладать способностью внимательно наблюдать за миром вокруг, улавливать тончайшие детали и передавать их через призму детского восприятия. Только таким образом истории, созданные взрослыми писателями, будут искренне живыми и увлекательными для маленьких читателей.
Секреты успешного детского писателя
Для того чтобы стать успешным детским писателем, необходимо обладать особыми качествами, которые позволят создавать увлекательные и запоминающиеся истории для маленьких читателей.
- Будьте эмпатичны. Важно уметь почувствовать и понять мир и переживания детей. Только таким образом вы сможете создавать персонажей и сюжеты, с которыми маленькие читатели смогут легко идентифицироваться.
- Развивайте свое воображение. Детское воображение безгранично, и ваши истории должны быть такими же яркими и креативными. Позвольте себе вдохновляться детским миром и создавать удивительные приключения для своих персонажей.
- Уделяйте внимание деталям. Для того чтобы история оставалась живой и интересной, важно не упускать мелочей. Описывайте окружающий мир, чувства персонажей и их действия с максимальной точностью и деталями.
- Не забывайте обучать и воспитывать. Детские книги не только развлекают, но и несут в себе важные уроки и ценности. Подумайте, какими навыками и знаниями вы хотели бы обогатить своих читателей через ваши произведения.
Будучи эмпатичным, вдохновленным и внимательным к деталям, вы сможете стать успешным детским писателем, покорить сердца маленьких читателей и оставить свой след в мире детской литературы.
Эмпатия или воображение: что необходимо для детского писателя?
Эмпатия | Воображение |
Переживание чувств и эмоций персонажей | Создание уникальных миров и персонажей |
Способность поставить себя на место других | Создание сюжетов и сценариев на основе воображения |
Тонкое понимание человеческих отношений | Использование ассоциаций и аналогий для создания новых идей |
Итак, эмпатия помогает создавать глубокие и правдивые персонажи, которые будут вызывать сопереживание у читателей, в то время как воображение открывает двери в мир фантазии и приключений, способных захватить воображение детей. Лучшие детские писатели умело сочетают в себе и эмпатию, и воображение, чтобы написать книги, которые будут радовать детей и вдохновлять их на новые открытия и приключения.
Вдохновение и креативность: путь к становлению детским писателем при отсутствии детей
Для того чтобы стать успешным детским писателем, не обязательно иметь собственных детей. Главное — находить вдохновение вокруг себя, погружаться в мир фантазии и воспоминаний из собственного детства. Это может быть как простое наблюдение за детьми на улице, так и воспоминания о своих первых впечатлениях и чувствах.
Для создания ярких и запоминающихся произведений необходимо развить в себе эмпатию, научиться видеть мир глазами детей и чувствовать их эмоции. Иногда даже можно вдохновиться историями своих знакомых, детских историй в их воспоминаниях и фантазиях. Главное — быть открытым для новых идей и переживаний, не ограничивая себя рамками своего собственного опыта.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Какие дети у известных детских писателей в то время, когда они писали свои сказки?
У разных детских писателей были разные дети. Например, у Агнии Барто были двое детей, а у Корнея Чуковского — только один сын.
Какие воспитательные методы применяли известные детские писатели в отношении своих детей?
Некоторые известные детские писатели, такие как Самуил Маршак, предпочитали строгие методы воспитания, в то время как другие, например, Андерсен, были известны своей нежностью и любовью к своим детям.
Как воспитание детей повлияло на творческий процесс известных детских писателей?
Для многих детских писателей воспитание собственных детей стало источником вдохновения и идеи. Например, Льюис Кэрролл написал «Алису в Стране чудес» после встречи с детьми своего друга.
Какие сказочные персонажи или истории были вдохновлены детьми известных писателей?
Многие известные детские писатели вдохновлялись поведением и реакциями своих детей при создании своих произведений. Например, персонаж Шапокляк в рассказах Корнея Чуковского был инспирирован его сыном.
Какие жанры и темы были особенно популярны у детей известных детских писателей?
Детские писатели часто обращались к темам дружбы, приключений, смешных ситуаций и моральных уроков. Например, Валентин Катаев писал про дружбу и солидарность.
Какими были отцами известные детские писатели своим собственным детям?
Каждый известный детский писатель был уникален в своем подходе к воспитанию своих детей. Некоторые были строгими, другие – любящими родителями. Однако, большинство из них старались вдохновить своих детей на творчество и увлекали их своими сказками и историями.